18 ноября 2014

Немного сухой теории?


Всем доброго времени суток!


Вы когда-нибудь задумывались об истории модельного бизнеса? А знаете ли вы, что ещё в 19 веке общество не знало слово "модель"? Знаете ли вы, что до появления профессиональных моделей их роль исполняли деревянные куклы-пандоры? В наши же двадцатьпервовековые дни подбор моделей едва ли не менее важен, чем подбор тканей для новой коллекции. Правильный подбор модели - это ещё одно отображение сути одежды, передачи настроения юбки или блузы. Можете представить, как теряли свою уникальность платья, которые демонстрировали...на деревянных куклах?


Следующий шаг в моделинге был весьма любопытным - в роли моделей выступали...сами хозяйки модных салонов и швеи. Эдакое сарафанное радио!

Время шло, и мир моды расцветал и заигрывал новыми красками. В начале двадцатого века появилось уже известное всем нам, но так обидно звучащее современному уху слово "манекенщица".
В основном, манекенщицами работали девушки, для которых это была одноразовая работа - красивые танцовщицы или актрисы, которым не чужда сцена.
Говорят, что самые истоки зарождения модельного бизнеса были в США, и именно в Нью-Йорке было зафиксировано первое фэшн-шоу с участием 150 манекенщиц, сравнимое по масштабу с сегодняшними показами.

После Первой мировой войны крупнейшие французские Дома моды Jean Patou, Christian Dior и Chanel начали пользоваться услугами манекенщиц. Но все это проходило совершенно иначе, чем в сегодняшние дни - девушки брали в доме моды новые платья, появлялись в них на публике, рассказывали журналистам и гостям о происхождении нарядов. Ни о каких современных дефиле не было речи. Умение подать себя, блестящие манеры и хорошее образование — вот что подавалось вместе с вечерними туалетами. Именно русские красавицы принесли во французские салоны термин «светская манекенщица», они сделали профессию модели уважаемой и приучили владельцев домов моды платить за эту работу неплохое жалованье, возросшее затем до баснословных гонораров.
С развитием фотоискусства появляется термин "фотомодель", трансформировавшийся затем до более короткого и более точного "модель".


Модельные агентства в том виде, в котором мы их знаем сегодня, родились после Второй мировой войны. Американка Эйлин Форд работала манекенщицей в Лос-Анджелесе. Тогда моделей не баловали высокими гонорарами, девушки жили достаточно скромно, по четыре-пять человек в одной квартире. Эйлин не блистала красотой, и ей часто приходилось сидеть дома возле телефона. Отвечая на звонки заказчиков, она записывала в специальную тетрадку предложения, которые поступали ее подругам. Так родилась идея появления посредника между моделями и заказчиками - так появилось на свет всемирно известное агентство Ford models.
Идею подхватили, развили- так моделинг стал транснациональным бизнесом.

В 60-ые  достигла апогея эпоха массового производства. На свет появились мини-юбки, раздельные купальники, мода выражалась обилием геометрических форм и спортивных силуэтов, минимализмом и поп-артом. И модели стали совсем другими. Моделинг тех времен связан с именами Твигги и "Креветки" Джин Шримптон (смотрели фильм "Мы покорим Манхэттэн"?). Тогда же зажглась яркая звезда Верушки - немецкой модели с псевдорусским псевдонимом, которая отличалась очень высоким ростом, но при этом обладала пластикой и грацией, которые она продемонстрировала в фильме "Фотоувеличение".

Твигги



"Креветка" Джин Шримптон




Верушка

Отрывок из фильма "Фотоувеличение"


В 70-е характер моды резко меняется. Моды, как таковой, больше не стало. В журналах пропали диктаторские статьи о том, что нужно носить теперь, а что- нет. Каждый стал волен одеваться так, как хочет - появился простор для самовыражения, и многие от этого растерялись; недаром это десятилетие многие называют "десятилетием дурного вкуса". Хиппи, сафари, милитари,  унисекс, эклектика, ретро, этно, диско, спорт - все эти стили пронеслись через 70-е. Важные элементы стиля того времени - комплект, синтетические ткани, брюки клеш, водолазки.
А с каким вихрем ворвалась в мир моды джинсовая ткань! От уровня фермерской и строительной формы она выросла до универсального материала, который носили все и вся - дети и старики, белые и черные, пьющие и жаждущие; и применяли на всём и вся - брюки, куртки, сумки, головные уборы, пеналы и даже обувь.

Модельный бизнес, таким образом, также наращивает темпы.


Одной из культовых моделей того времени стала Марисса Беренсон- внучка Эльзы Скиапарелли. Ив-Сен Лоран назвал ее "девушкой 70-ых" за то, что она как нельзя лучше отображала дух эпохи.


 Шерил Тигс - еще одно олицетворение 70-ых. Ее называют "Девушкой с обложки 1 на все времена" из-за ее контракта с журналом Sports Illustratred. В конце 70-х не было практически ни одного подростка, стена в комнате которого не была бы украшена плакатом с Шерил в розовом купальнике.

Более известная широкому кругу людей сомалийская легенда Иман также царила в модельном бизнесе 70-ых. Именно она проложила дорогу в моделинг темнокожим девушкам. Ив Сен-Лоран однажды сказал о ней: "Иман – женщина моей мечты".
А кто не слышал о Джие, скандальной брюнетке, также прославившейся в 70-ые? Львиная доля нас наслышана о ней благодаря одноименному фильму с Анджелиной Джоли в главной роли.
Иман                                     Джия

80-e... Говорят, что это последнее десятилетие, у которого было свое собственное лицо в мире моды. Пусть менее изящное, но оно было. Затем стало ясно, что многие идеи уже исчерпаны, в 90-ых уже не наблюдается четкого стиля. Мода 80х годов, была подобна коллажу, в ней перемешивались элементы стилей прошлого, «высокое» и «низкое», массовое и элитарное. Массовый стиль во  многом стал чрезмерным и напыщенным.  Но в это время наступил самый настоящий расцвет модельного бизнеса, самые золотые времена модельного бизнеса, свет увидел таких моделей, которые вписались в историю несмываемыми чернилами.
Это иконы, это легенды, это Звезды с большой буквы.

Паулина Поризкова. Стефани Сеймур. Карла Бруни. Надя Ауэрманн. Амбер Валетта. Шалом Харлоу. Татьяна Патиц.
А чего стоят имена Синди Кроуфорд, Клаудии Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон и Кейт Мосс?
             


Рассматривать этих моделей вскользь, в двух словах, просто-напросто неприлично - каждая из них достойна самых высоких дифирамб.
Это поколение моделей, сотканное из золота, вывело модельный бизнес на высочайший уровень. Модели по влиятельности и популярности стали превосходить многих голливудских актрис. Их гонорары стали баснословно высокими даже за простое посещение светского мероприятия - кто не знает фразы Линды Евангелисты "Меньше чем за 10 тысяч долларов я даже с постели не встану"?

Затем модельный бизнес становится все более и более популяризированным и массовым.
Приходит новое поколение моделей - Жизель Бундхен, Хайди Клум, Адриана Лима, Миранда Керр и многие-многие другие.

Особенно интересно проследить, как развивался модельный бизнес (моделинг) в России.
В 60-ые, 70-ые, 80-ые русские девушки появлялись на подиумах, но, в основном, это были либо эпизодические роли, либо девушки были эмигрантками.
В СССР существовал свой, отдельный модельный мир, подчиняющийся своим правилам и канонам. Так, например, в модных домах Москвы и Санкт-Петербурга существовали свои штабы манекенщиц, которых обучали основам профессии. Но все было совсем по-другому. Чего стоит тот факт, что девушки работали с 46-48 размером одежды,  так как подбирались они с учетом потребностей массового производства?! Эти цифры казались немыслимо большими для заграничных показов. К тому же, далеко не всегда отбор моделей осуществляли профессионалы- часто брали по дружбе.
Отсутствовал отлаженный механизм, позволяющий работать с заграничными агентствами. Старая система, существовавшая при домах моделей, обслуживала только местные показы.
Первое серьезное модельное агентство, способное обеспечивать российских моделей более-менее серьезными работами, появилось только в 1989 году. Это было агентство "Red Stars". Именно оно изменило расстановку сил в российском модельном бизнесе.
По мере того, как первых россиянок стали приглашать в западные модельные агентства, выяснилось, что большинство из них имели весьма смутные представления о профессии.
В чем заключалась проблема?
Никто не был готов к тому, что работа модели предъявляет очень жесткие требования и требует огромной отдачи.
Большинство девушек, получив предложение от западного агентства, уже считали себя звездами, совершенно не понимая, что карьера еще даже не началась. Они начинали капризничать, хамить и вести себя высокомерно. Они не представляли, насколько изнурительной может быть работа, они не представляли, как важно поддерживать имидж модели.
Многие впадали в депрессию от свалившихся трудностей и сворачивали с пути...



Первой девушкой, которой удалось понять правила игры и добиться ощутимого успеха, стала  Татьяна Сорокко.иТатьяна участвовала в показах самых именитых дизайнеров, появлялась на страницах Библии Моды Vogue и других важных журналов, участвовала в рекламных кампаниях таких брендов,как Dior и Donna Karan.


Историю вхождения российских моделей в мировой бизнес принято делить на три волны, которые в конечном итоге смогли изменить и само лицо интернациональной моды.

Первая волна пришлась на середину 1990-ых, и она связана с конкурсом "Elite Model Look", который открыл дорогу заграницу многим русским моделям. Среди них оказались Татьяна Завьялова, Ольга Пантюшенкова и Наталья Семанова.
Вторую волну принято называть "Эпохой трех V". Она началась в 2000 году и была связаны с вторжением в моделинг Натальи Водяновой, Евгении Володиной и Анны Вялицыной. Они оказались не просто манекенщицами, они стали символами времени. Это был уровень, на который поднимались единицы.
Многим было сложно поверить, что мы оказались не просто приложением к системе супермоделей, а стали первыми лицами моды.

И только третья волна сделает присутствие российских моделей на мировых подиумах привычным в глазах соотечественников. Это поколение оказалось самым заметным.
В то время зажглись звезды Саши Пивоваровой, Влады Росляковой, Наташи Поли, Снежаны Онопки, Валентины Зеляевой, Кати Кокоревой и других.
Начиная с 2003 года, стало очевидным преобладание на подиумах моделей со славянскими именами и фамилиями.




Это поколение было уже совсем иным. Они выросли в то время, когда мода и модельный бизнес были широко обсуждаемыми темами. Эти девушки знали особенности профессии, они умели работать. Девушки, пришедшие в модельный бизнес в начале нового тысячелетия, смотрели на работу манекенщицы очень реалистично. Они понимали: чтобы достичь вершин в этой области, потребуется много сил, и не строили воздушных замков.

Тогда в мире всерьез заговорили о «русской волне». С одной стороны, имелось в виду невероятное увеличение числа моделей из России. Девушек с русскими фамилиями в западных агентствах оказалось настолько много, что они абсолютно затмили представительниц других стран. Русские не просто стали доминировать количественно. Речь шла о целом поколении российских звезд, некоторые из которых, например, Наталья Водянова и Саша Пивоварова, стали знаковыми фигурами целой эпохи.
Благодаря «русской волне» Россия стала одной из «модельных держав». Русские модели стали героинями, которые наравне с другими присутствуют в интернациональной модельной среде. Именно это и стало главным достижением лучших моделей «русской волны».


С тех пор развитие модельного бизнеса только идет в гору. И даже больше - развитие модельного бизнеса стремительно БЕЖИТ в гору без силы сопротивления...

Как попадали в бизнес девушки 90-ых и 10-ых?
Часто благодаря специальным кастингам, которые проводили различные агентства. Часто - благодаря скаутам - доверенным лицам агентства, которые специально занимаются поиском новых лиц. С этим было связано много интересных историй - например, Жизель Бундхен заметили за поеданием фастфуда в Макдональдсе; Ирину Куликову нашел в московском ресторане представитель IMG, который находился там в компании Лив Тайлер; Наталью Водянову обнаружили за хлопотным делом - продажей овощей и фруктов на рынке.

Всё изменилось с вторжением в массы социальных сетей...
Именно благодаря ним, благодаря интернету, модельный бизнес теперь стал еще более приземленной  и доступной для обычного человека областью деятельности.
Еще бы - теперь девочкам из провинции не нужно дожидаться визита почетной модельной делегации в их город, чтобы выстоять огромную очередь и попытать свои шансы... Теперь, чтобы достучаться до модельного агента, не нужно испытывать теорию шести рукопожатий. И даже трех рукопожатий. Достаточно владеть интернетом, чтобы обратиться в модельное агентство. Написать им. И вот ты уже на пути к модельному Олимпу.

Поэтому сейчас наблюдается огромный приток новых моделей через интернет.
Так проще, так доступнее, так удобнее, но, согласитесь, насколько романтичнее быть найденной в метро или Макдональдсе, чем самой связаться с модельным агентством по почте? :)


Интересно, что до сих пор многие люди предубеждены насчет модельного бизнеса, считая это занятие легкомысленным и несерьезным. Действительно - пришла, покрутила хвостиком, еще и деньги за это получила. Никакого серого вещества для этого и не нужно.
Так ли это?..

А заинтригованы, что, собственно, представляет собой модельная поездка сегодня?
Как проходят модельные будни и что представляет собой модельная рутина?
Обо всём этом - совсем скоро!


_____________________________________________________________________________________________Огромное спасибо за предоставленную информацию http://www.models.ua/book/history/ и Екатерине Васильевой ("Русские модели")!

4 комментария:

  1. Вера, остановилась на интригующем моменте, жду продолжения!
    Пожалуйста, не забрасывай блог, потому что очень интересно) Продолжай в том же духе!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное!!! Не буду забрасывать, хотя писать получается и не так часто, как того хотелось бы :)

      Удалить
  2. ДА! очень интересно читать! много нового узнала! жду продолжения:)

    ОтветитьУдалить